PesIQ 2.06.24."Ренессанс" (Москва).САС+САС 8,9 гр., моно лабрадоров

Вернуться   PesIQ > Породы собак > Породные клубы

Породные клубы Все о породах, племенной работе


Здравствуй, Гость!
Что бы быть полноценным участником форума, потратьте всего минуту на регистрацию!
Зарегистрироваться
Ответ
Все сообщения
 
Опции темы
Старый 08.02.2011, 13:25 Автор темы   Прямая ссылка на это сообщение #1
Аватар для NataliSha
NataliSha
Местный
 
Регистрация: 20.07.2010
Адрес: РФ, Москва, Ясенево
Сообщений: 176
Спасибо: 170

NataliSha NataliSha вне форума
Местный
 
Адрес: РФ, Москва, Ясенево
Регистрация: 20.07.2010
Сообщений: 176
Спасибо: 170

Радость Якутская лайка

Сайт НКП Якутская Лайка http://laika.ucoz.com/:b (54):
NataliSha вне форума   Ответить с цитированием

Старый 08.02.2011, 13:26 Автор темы   Прямая ссылка на это сообщение #2
Аватар для NataliSha
NataliSha
Местный
 
Регистрация: 20.07.2010
Адрес: РФ, Москва, Ясенево
Сообщений: 176
Спасибо: 170

NataliSha NataliSha вне форума
Местный
 
Адрес: РФ, Москва, Ясенево
Регистрация: 20.07.2010
Сообщений: 176
Спасибо: 170

По умолчанию

Стандарт породы
(Породная группа, не признанна FCI)

Страна происхождения: Россия (Республика Саха Якутия)

Дата публикации: действительного

оригинала стандарта породы 2005 год Вестник РКФ № 5 (57)

Предназначения: Ездовая лайка

Классификация FCI: группа 5. Лайки и примитивные типы

Секция: 1 Северные ездовые.

Общий вид: Якутская лайка крепкая среднего размера собака с хорошо развитым шерстным покровам достаточным для проживания в суровых арктических условиях.

Якутская лайка активная, резвая, любознательная собака, она имеет дружелюбный и покладистый характер, очень общительная и совершенно не агрессивная. Главное использования собаки для ездовой работы и помощь охотникам на охоте на нерпу, песца, медведя и даже гусей.

Тип конституции: Крепкий с хорошо развитым костяком и мускулатурой.

Недостатки: незначительная легкость или грубость сложения. Недостаточно развитая мускулатура. Пороки: Резкое отклонения от типа конституции.

Половой тип: Хорошо выраженный. Кобель крепче и мощнее суки. Недостатки: небольшое отклонения от полового типа. Пороки: резкое отклонение от полового типа.

Необходимые важные пропорции: Рост, высота в холки : 53-58 см. (оптимальный рост 55 см.) сука 52-55 см. (оптимальный рост 54 см.). Индекс формата 105-110 Недостатки: небольшое отклонения от формата. Пороки: квадратный формат.

Поведение \ Темперамент: Собаки смелые, контактные, подвижные, дружелюбные, общительные. Недостатки: вялость, робость. Пороки: злобность, трусость.

Голова: Пропорциональная размеру собаки.

Область черепа: Череп округлый, объемный, несколько длиннее морды . Лоб достаточно высокий.

Стоп: (переход ото лба к морде) Переход ото лба к морде четкий.

Нос: Мочка носа большая хорошо развитая. Черного или коричневого цвета.

Морда: Морда хорошо заполненная под глазами, объемная, умерено широкая, короткая, длина морды примерно равна ½ длине черепа.

Губы: Губы сухие, плотные, пигментированные.

Челюсти, Зубы: Зубы крупные, белые, ровные, прикус ножнецеобразный, прямой. Недостатки: зцы расположенные не строго в линейку. Мелкие зубы . стертые не по возрасту.

Скулы: Скулы умеренно выраженные.

Глаза: прямо или широко посаженные. Миндалевидной формы, не выпуклые, и не глубоко посаженые. Голубого, черного или карего цвета, разноглазые (один глаз голубой другой карий). Веки сухие с окантовкой черного цвета в цвет мочки носа, допускается обесцвеченное веко на белом фоне. Недостатки: большие, круглые глаза. Третье веко, глаза на выкат.

Уши: высоко посаженые, широкие у основания, треугольной формы, стоячие или полу стоячи, толстые. Покрытые густой короткой шерстью. При движении уши закладывает назад. Недостатки: низко посаженые уши.

Шея: достаточно длинная, среднего постава, мускулистая. Недостатки: короткая шея.

Туловища: с округлыми ребрами, крепкое, мускулистое.

Линия верха крепкая. Холка: выражена, несколько длинное наклонная от холки к основанию хвоста. Спина: крепкая , ровная, мускулистая, широкая. Недостатки: недостаточно крепкая и широкая спина. Пороки: провисшая, слабая, необмускулиная спина. Поясница: длинная, мускулистая, широкая. Недостатки: слабоватая поясница.

Пороки: слабая поясница. Круп: крепкий, мускулистый, округлый.

Грудь: широкая, глубокая, округлая в сечении. Недостатки: мелковатая грудь, недостаточно круглые ребра. Пороки: те же отклонения только в более резкой форме.

Хвост: высоко посаженый, закинут в полукольцо на спину, Недостаток: короткий, низко посаженый хвост. Хвост не закинутый на спину.

Конечности: Прямые, параллельные, Крепкие, мускулистые.

Передние конечности. Общий вид: Параллельные, крепкиес хорошо развитой мускулатурой. Плечо: Косо поставленные, мускулистое. Локти: плотно прижатые. Предплечье: Прямые, мускулистое. Пясть: Короткие, крепкое. Лапы: в комке, когти темные, подушки темные, между пальцев хорошо развитая шерсть. Недостатки: несколько выпрямленные углы плечо - лопаточного сочленения. Несколько вывернутые локти. Небольшая косолапость. Пороки: искривленное предплечье, резко вывернутые локти, Длинное слабое пясть. Сильный размет.

Задние конечности. Общий вид: Задние конечности: с крепким костяком и мускулатурой. При осмотре сзади прямые, параллельные. Бедро: Мощное достаточно широкое с хорошо выраженной мускулатурой. Голень: Средней длины, мускулистая. Углы скакательных суставов хорошо выражены. Плюсна: Крепкие, отвесные.

Лапы (задние лапы): Большие, компактные, крепкие, с твердыми подушечками, с шерстью между пальцев. Недостатки: Недостаточно развитая мускулатура, узковатый постав задних конечностей, небольшое сближения или вывернутость скакательных суставов, мягковатые лапы, прибылые пальцы. Пороки: Те же отклонения в более резкой форме, плоские, сильно распущенные лапы.

Движения: быстрые, упругие, энергичная рысь, кентер.

Кожный покров: Толстый, без сырости.

Шерстный покров: Шерсть густая с хорошо развитым подшерстком, блестящая, прямая, грубая на ощупь. Хороший, густые очесы на передних и задних конечностях. Грива на шее хорошо развита. Хвост густой, пушистый. Недостатки: недостаточно густая и пушистая шерсть . Пороки: волнистая шерсть, слишком мягкая шерсть.

Окрас: Любой пятнистый окрас (бело-черный, черно-белый, серо-белый, бело-серый) черно-белый с рыжими отметинами, черный с рыжими пятнами, рыже белый, бело-рыжий. Пороки: любой однотонный окрас кроме белого.

Дефекты. Дисквалифицирующие пороки: Нетипичный окрас. Кобели должны иметь два нормальных семенника, полностью опустившихся в мошонку. Полная депигментация носа, век, губ.
NataliSha вне форума   Ответить с цитированием
Старый 08.02.2011, 13:29 Автор темы   Прямая ссылка на это сообщение #3
Аватар для NataliSha
NataliSha
Местный
 
Регистрация: 20.07.2010
Адрес: РФ, Москва, Ясенево
Сообщений: 176
Спасибо: 170

NataliSha NataliSha вне форума
Местный
 
Адрес: РФ, Москва, Ясенево
Регистрация: 20.07.2010
Сообщений: 176
Спасибо: 170

По умолчанию

Историческая справка
По функциональному назначению якутские лайки бывают оленегоными (пастушьими), ездовыми и охотничьими. Якутские лайки выведены в глубокой древности и для коренных народов, населяющих Якутию, занимающихся промыслом зверя и птицы, являлись незаменимыми помощниками. Они универсальны, обладают превосходным обонянием, слухом и зрением, неугасающей охотничьей страстью, неутомимостью, суровой злобой по отношению к хищникам и вместе с тем мягким характером и привязанностью к человеку. Они неприхотливы, легко переносят жестокие климатические условия Севера. В суровых якутских условиях - это прекрасные служебные собаки - выносливые, любящие работать небольшими группами и способные трудиться от зари до зари. Для народов населяющих огромные просторы Якутии, охота и занятие оленеводством с древних времен и до настоящего времени имело и имеет большое значение.
NataliSha вне форума   Ответить с цитированием
Старый 08.02.2011, 13:30 Автор темы   Прямая ссылка на это сообщение #4
Аватар для NataliSha
NataliSha
Местный
 
Регистрация: 20.07.2010
Адрес: РФ, Москва, Ясенево
Сообщений: 176
Спасибо: 170

NataliSha NataliSha вне форума
Местный
 
Адрес: РФ, Москва, Ясенево
Регистрация: 20.07.2010
Сообщений: 176
Спасибо: 170

По умолчанию Ездовое собаководство Якутии Алексей Чикачев

Эту книгу автор посвятил своему отцу, потомственному индигирскому каюру. Автор не является кинологом, но как мне кажется ему удалось передать бесценный опыт организации езды на собаках, научно обосновав традиции аборигенных народов Севера России содержания ездовых собак.
В мировой литературе по истории и культуре Арктики и Севера накоплена значительная позитивная информация о ездовом собаководстве. Путешественники и исследователи, предприниматели и искатели приключений единодушны в высокой оценке северных ездовых собак как проводников и тягловой силы. Собакам по праву принадлежит доля в славе освоения "белого безмолвия" приполярных областей Земли. Ездовые собаки разделяли с человеком все тяготы длительных переходов, все погодные и климатические трудности, все лишения и страдания. При этом, по точному наблюдению одного из путешественников, в отличие от людей собаки сдаются "только тогда, когда умирают".
К сожалению, культура северного собаководства сегодня практически утеряна. В современной России ездовое собаководство как культура исчезло, линии разведения ездовых собак в большинстве случаев утеряны. Ездовое собаководство, когда-то бывшее признанным занятием русских арктических старожилов и аборигенных народов, на наших глазах превратилось в нечто полузабытое, чужое и экзотическое. И это в республике, имевшей еще в первой половине XX века собственные собачьи питомники и знатоков – профессионалов подготовки ездовых собак.

Винокурова Л.И., канд. ист. наук

Основные требования, предъявляемые к ездовой собаке
Основные требования, предъявляемые к ездовой собаке: физическая (тягловая сила), выносливость (медленная утомляемость), скорость бега и высокая степень приспособляемости к суровым условиям Севера. Под последним следует понимать способность легко переносить арктический климат, хорошо работать при низких температурах, сохранять работоспособность при кормлении один раз в сутки, быстро восстанавливать тело после голодовок, отлично усваивать корм в мороженом виде и т.п.
Принято считать, что высота ездовой собаки в холке должна составлять 55-65 см, вес – 35-45 кг. Относительно значительная масса тела (вес, рост) ездовой собаки имеет практическое значение, так как обуславливает большую тягловую силу и относительно меньшую теплоотдачу.
Шерстяной покров северной собаки – весьма характерная и практически важная особенность ее экстерьера. Основная особенность – это хорошо развитый, густой и сравнительно длинный подшерсток. В результате естественного отбора у них развился обильный теплый меховой покров и подшерсток. Такой меховой покров слабо промокает, быстро просыхает, на мех почти не намерзают лед и комья снега. Из-за широкого разлапа и смягченного контура всей лапы ездовая собака несильно проминает ледяную корку снега и поверхность тундренного болота.
В популярной литературе встречаются иногда утверждения, что северные собаки не лают, а только воют. Это неверно. Ездовые собаки лают, как и всякая другая собака. Но в работе, в упряжке она действительно лает редко. Лай в упряжке, безусловно, заторможен искусственным отбором и большим физическим напряжением организма.
Художники очень часто изображают ездовых собак в упряжке с закрученными хвостами кверху, как у обычной охотничьей лайки. В действительности же во время работы в упряжке собака не может бежать с закрученным хвостом, так как это просто физически невозможно.
Кстати, иногда употребляется название "ездовая лайка". Мы согласны с теми, кто считает это название неправильным. Охотничье-промысловая собака, выведенная древними таежными охотниками, разыскивает, преследует и облаивает птицу или зверя. Ездовым же собакам не свойственен этот инстинкт облаивания, и если они и применяются для охоты, то другим способом и на другого зверя. Название "лайка" было перенесено на них по признаку общего, чисто внешнего сходства.
NataliSha вне форума   Ответить с цитированием
Старый 08.02.2011, 13:35 Автор темы   Прямая ссылка на это сообщение #5
Аватар для NataliSha
NataliSha
Местный
 
Регистрация: 20.07.2010
Адрес: РФ, Москва, Ясенево
Сообщений: 176
Спасибо: 170

NataliSha NataliSha вне форума
Местный
 
Адрес: РФ, Москва, Ясенево
Регистрация: 20.07.2010
Сообщений: 176
Спасибо: 170

По умолчанию

Содержание ездовой собаки
Собак зимой постоянно держали на привязи. Во время пурги их укрывали за ту или иную стену в зависимости от ветра.
Кормили собак один раз в день, обычно в обеденное время, если не предстояла поездка. Во время же езды собак кормили только после того, как окончен дневной маршрут. Если же они накормлены, то никакие обстоятельства не заставят каюра ехать: езда на сытых животных вызывает у них рвоту, они худеют и долго не могут поправиться.
Опытные каюры считают, что никогда не следует собак кормить вволю, так как они легко жиреют и теряют свои качества. Только при самой напряженной работе собаке можно дать корма столько, сколько она может употребить.
Если животные не работают или работают немного, время от времени лучше держать их впроголодь. Иначе в первые 2-3 дня на таких собаках никуда не уедешь. Неопытные полярники часто закармливали собак, и они потом в езде быстро выбиваются из сил, начинают сдавать, тяжело дышат, хватают снег, языки у них вываливаются и почти волочатся по снегу. И только тогда, когда с них сойдет жир, собаки втягиваются в работу.
Научными опытами, проведенными в 1930-х гг. Э.Шерешевским, Д.Тривиным, И.Тихоненко и другими, установлено, что пищевод собаки без особого труда способен пропустить довольно крупные куски пищи. А желудок настолько относительно велик, что может вместить в один прием суточную порцию мяса или рыбы, что позволяет кормить собаку один раз в день.
Установлено так же, что утомленная работой собака выделяет меньше желудочного сока по сравнению с неработающей, причем сок этот пониженной переваривающей силы. Следовательно, утомленную собаку не следует кормить сразу, а необходимо дать отдохнуть 1,5-2 часа.
Доказано и то, что если собака начинает работать сразу после кормления, у нее выделяется малое количество желудочного сока и замедляется пищеварение. У работающей сытой собаки пища из желудка поступает в 12-перстную кишку, что вызывает расстройство пищеварения. Поэтому не следует кормить собак перед работой. Таким образом, выработанное практикой правило кормления ездовых собак – один раз в день после работы – является научно обоснованным.
Основной корм заполярной ездовой собаки – рыба, обычно ряпушка. Зимой для собаки требуется в среднем 1,5-2 кг в сутки. Летом, а также при кормлении вареной пищей требуется в 2 раза меньше.
Летом свободно бегающие собаки отъедаются на воле, сами себе добывая корм. Как только сходит снег, одной из разновидностей их пищи становятся мыши-лемминги, которых они добывают из нор, работая лапами и зубами.
NataliSha вне форума   Ответить с цитированием
Старый 08.02.2011, 13:38 Автор темы   Прямая ссылка на это сообщение #6
Аватар для NataliSha
NataliSha
Местный
 
Регистрация: 20.07.2010
Адрес: РФ, Москва, Ясенево
Сообщений: 176
Спасибо: 170

NataliSha NataliSha вне форума
Местный
 
Адрес: РФ, Москва, Ясенево
Регистрация: 20.07.2010
Сообщений: 176
Спасибо: 170

По умолчанию

Организация и техника езды на собаках
Мастерство русских старожилов в воспитании и дрессировке ездовых собак очень высоко оценивал великий полярный исследователь Р.Амундсен: "Единственное средство передвижения у них нарты и собаки. Зато они на редкость опытны в этой области, и сущее удовольствие смотреть, как они даже не пускают в ход бича. Короткими возгласами они в совершенстве управляют своими собаками. Животные так хорошо выдрессированы, что с величайшей легкостью и спокойствием передвигаются там, где мы с бранью, проклятиями и свистом бичей не можем своих сдвинуться с места".
Способ расположения собак в запряжке на севере Якутии – парный. Собаки пристегиваются к поводку - "потягу" попарно на расстоянии 1,5 м пара от пары. Поводок изготавливался из моржовой или лосиной кожи. Для лучшей эластичности его время от времени смазывали салом и даже иногда коптили.
Общая длина поводка на упряжку из десяти собак – примерно 8 м. Поводок одним концом привязывается к "барану" нарты. Впереди запрягаются, как правило, две собаки: одна главная – "передовик", вторая – молодая в качестве стажера. Хорошо выученная передовая собака – главное богатство и гордость каюра. Ценность ее не только в том, что она ведет упряжку и делает ее управляемой, но и в том, что в полярную ночь в пургу не сбивается с маршрута, заданного хозяином, на далеком расстоянии чувствует жилье и "хорошо гонит дорогу", т.е. различает давно занесенную снегом полозницу.
В сработанной упряжке каждая собака в соответствии со своими качествами имеет свое место – ближе к нарте или к голове поводка. Более ленивые собаки запрягаются ближе к нарте. Надо помнить, что собачья упряжка – это не просто сумма "собачьих сил". Это своеобразный коллектив, состоящий из добросовестных трудяг, лодырей, задир, трусов, пустолаек, обжор и т.п. К каждой необходим индивидуальный подход.
Главное требование к ездовым собакам – абсолютное послушание и уважение к своему хозяину. За это они получают от него еду и ласку. Ласка хозяина, если не считать кормежки, - единственная награда ездовой собаке за ее тяжелый труд и лишения. Собака любит ласку, тянется к ней и даже ревнует к хозяину своих товарок. Поэтому принято обходить всю упряжку – одного почесать за ухом, другого погладить, третьему потрепать загривок – и каждому сказать ласковое слово.
Утром, отъехав от дома на 200-300 м, упряжку обязательно останавливают минут на пять. Это делается для того, чтобы собаки опорожнили свой кишечник. Очень скоро собаки втягиваются в работу и переходят на ровную плавную рысь, когда нарта без рывков идет по снежному пространству. Вскоре после выезда собаки раскрывают рты, начинают прихватывать снег, особенно это бросается в глаза при небольшом морозе. Неопытный человек принимает это за усталость. На самом деле, по утверждению Э.Шершевского, это объясняется тем, что на коже собаки отсутствуют, за исключением мякишей пальцев, потовые железы, и терморегуляция тела производится учащением дыхания, что влечет за собой указанные явления.
Ни один уважающий себя каюр не гонит упряжку вскачь, так как они при этом выбиваются из сил. Хорошие каюры, наоборот, всегда следят, чтобы упряжка шла ровно, а если она чем-либо увлечется, хозяин ее обязательно попридержит.
Средняя скорость упряжки не должна быть выше 10-12 км в час. При такой скорости можно покрывать большие расстояния.
Из-за драчливости собакам иногда требуется физическое воздействие. Необходимо полное послушание, основанное на постоянном поддержании абсолютной власти человека. Но это ни в коей мере не означает, что нужно беспрерывно бить собак и кричать на них. В этом случае значение физического воздействия притупляется, собаки будут забиты, задерганы, заезжены. Работоспособность такой упряжки будет весьма низкой.
Осенью после долгого перерыва езда начиналась с разминки собак на короткие расстояния (3-4 км). Постепенно расстояния увеличивалось, и через неделю начинались обычные поездки. В зимнее время кратковременные остановки – "поберда" делали через 8-10 км. С утра делали частые и кратковременные остановки, а к вечеру дистанции между ними увеличивались, зато остановки становились более продолжительными.
Управлять ездовыми собаками далеко не просто. Особенно тяжело управлять нартой при быстрой езде по хорошо укатанной дороге с частыми спусками, подъемами и поворотами.
Зазевавшийся возница в одно мгновенье может оказаться под нартой и упустить упряжку.
Известны случаи, когда одна упряжка без смены проходила с Яны на Индигирку (около 600 км) или с Индигирки на Колыму (700 км) за 3 суток. При этом следует отметить одну из ценнейших особенностей этого транспорта, отличающих его от конного или оленьего – собаки обычно идут до тех пор, пока у них есть силы, а в случае хорошего корма и относительно благоприятной погоды способны работать изо дня в день продолжительное время.
К умению езды на собаках индигирщики относились очень ревниво. Здесь искусство езды на собаках подразделялось на три вида.
Первое – это умение тренировать животных на скорость. Так, по сведениям Э.Шерешевского, 2 мая 1938 г. На районный соревнованиях в Нижнеколымске дистанцию 50 км лучшая упряжка прошла за 2 часа 6 минут, а занявшая третье место – за 2 часа 20 минут.
Второе – это возможность перевозки наибольшего количества груза.
И третье, пожалуй, самое главное – умение ориентироваться на местности при любой погоде.

Источник: http://bestmals.ru/sleddog.html
NataliSha вне форума   Ответить с цитированием
Старый 08.02.2011, 13:38 Автор темы   Прямая ссылка на это сообщение #7
Аватар для NataliSha
NataliSha
Местный
 
Регистрация: 20.07.2010
Адрес: РФ, Москва, Ясенево
Сообщений: 176
Спасибо: 170

NataliSha NataliSha вне форума
Местный
 
Адрес: РФ, Москва, Ясенево
Регистрация: 20.07.2010
Сообщений: 176
Спасибо: 170

По умолчанию

Попытки заменить в районах полярного побережья и Крайнего Севера собачий транспорт конным оказались неудачными и бесперспективными. Глубокие снега, мягкие болотистые и вязкие грунты, отсутствие дорог делают применение лошади зимой в санях и летом под вьюком невозможным, кроме как в пределах поселка или близ него, да и то очень ограниченное время. Рабочий сезон лошади на Камчатке при очень небольшом радиусе действия исчисляется в 4 месяца» а собаки 7—8 месяцев. В южных же частях Усть-Янского. района рабочий сезон лошади не превышает 2 месяцев.

Nasredin:
Заготовка сена в районах полярной зоны невозможна, заготовка и доставка сена из более южных лесотундровых районов сложна и вместе с необходимостью завоза концентратов сильно удорожает стоимость перевозок и делает содержание лошадей нерентабельным.
Содержание лошадей только на подножном корму и сене, как это, например, имеет место в Верхоянском и южной части Усть-Янского района, резко снижает тягловую силу лошадей и рентабельность конного транспорта. Даже в этих районах, где лошадей все же содержат, из-за огромных рас-стояний между населенными пунктами и глубоких снегов сообщение на лошадях невозможно. А в более северных районах неоднократно приходилось наблюдать, как вывозили в поселок застрявших в снегу на дороге лошадей на собаках, завалив лошадей на нарты.
В свое время было сделано несколько опытов (в том числе известным Санниковым) использования лошадей для грузоперебросок и работы на Якутском побережье и Новосибирских островах. Все они окончились неудачей.
Использование лошадей на подсобных работах в некоторых полярных поселках не дает никакого основания говорить хотя бы о частичной замене ездовой собаки в зоне арктического побережья лошадью.
Прирожденные скотоводы, якуты уже давно продвинули лошадь на север дальше чем кто-либо, до северной границы лесотундры. Но, несмотря на весь их опыт, закаленность и примитивность якутской лошади, применить конный транспорт в арктической тундре оказалось невозможным.
Опыта применения лошадей в полярных экспедициях мы коснемся ниже.
Речное сообщение, появление вездеходов, авиасвязь, развившиеся в период освоения Крайнего Севера за годы сталинских пятилеток, не вытеснили собачьего транспорта. Ездовое собаководство не отмерло с появлением в тундре мотора, как многие ошибочно думали. Наоборот, увеличение грузопотока, пассажирского движения, исследовательских работ, освоение глубинных территорий, появление вездеходов, самолетов потребовали увеличения собачьего транспорта, усиления его работы. Работа любого вида механизированного транспорта в условиях огромных неосвоенных пространств Крайнего Севера требует в больших размерах местного обслуживающего транспорта — ездовых собак. Достаточно сказать, что работа самолетов по спасению челюскинцев в 1934 г. потребовала напряженной работы собачьего транспорта всей Чукотки, перевозившего бензин, продовольствие, оказывавшего помощь при вынужденных посадках и т. д. Ляпидевский в своих воспоминаниях указывает: «Чукотку я больше изъездил на собачьих упряжках, чем налетал на своем АНТ».
NataliSha вне форума   Ответить с цитированием
Старый 08.02.2011, 13:39 Автор темы   Прямая ссылка на это сообщение #8
Аватар для NataliSha
NataliSha
Местный
 
Регистрация: 20.07.2010
Адрес: РФ, Москва, Ясенево
Сообщений: 176
Спасибо: 170

NataliSha NataliSha вне форума
Местный
 
Адрес: РФ, Москва, Ясенево
Регистрация: 20.07.2010
Сообщений: 176
Спасибо: 170

По умолчанию

Nasredin:
Огромный автопарк, обслуживающий авиасвязь, заменяют на Крайнем Севере ездовые собаки.
Как средство местной почтовой связи, в районах арктического побережья собачий транспорт полностью сохранил и сохранит свое значение, дополняя самолет, связавший Крайний Север со всей страной. От поселка к поселку, от стойбища к стойбищу, в далекие колхозы и промысловые становится в любую погоду, полярной ночью идут собачьи упряжки, доставляя газеты, книги и письма.
В 1934 г. на Камчатке собачий транспорт обслуживал почтовую связь между 100 селениями, 3 совхозами и 30 оседлыми колхозами. Протяженность почтовых трактов, обслуживаемых собачьими упряжками, исчисляется тысячами километров. Только на одной Камчатке работают сейчас по доставке почты около 1 200 собак (более 100 упряжек), на Сахалине — более 1 000 собак и т. д.
Помимо грузоперебросок, пассажирского движения и почтовой связи, собачий транспорт в районах арктического побережья имеет решающее значение для обслуживания промыслов, составляющих основу хозяйства местного населения.
Песцовые пасти (ловушки) раскинуты на тысячи километров по побережью, и их объезд немыслим без ездовых собак. От наличия собак зависит размах и успех промысла — охват угодий пастями и частота их осмотра. Вывоз продукции зим¬него промысла морского зверя, вывоз и переброска продукции рыболовства, подвоз топлива и другие хозяйственные работы выполняются на ездовых собаках. Промыслово-хозяйственное освоение и существование постоянного населения на полярных островах (Новая Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля и др.) невозможны без ездовых собак.
Материальный уровень населения районов арктического побережья находится в прямой зависимости от обеспеченности собаками. Это хорошо видно из приведенных в табл. 1 данных П, Е. Терлецкого (1938 г.) для Чукотки.
Из 676 обследованных П. Е. Терлецким хозяйств Чукотского национального округа только немногие оказались не имеющими собак, 242 хозяйства (35%) имели от 5 до 8 собак и 232 хозяйства (34%) 9 и больше собак.
Из изложенного видно значение ездового собаководства в хозяйстве населения районов арктического побережья.
NataliSha вне форума   Ответить с цитированием
Старый 08.02.2011, 13:39 Автор темы   Прямая ссылка на это сообщение #9
Аватар для NataliSha
NataliSha
Местный
 
Регистрация: 20.07.2010
Адрес: РФ, Москва, Ясенево
Сообщений: 176
Спасибо: 170

NataliSha NataliSha вне форума
Местный
 
Адрес: РФ, Москва, Ясенево
Регистрация: 20.07.2010
Сообщений: 176
Спасибо: 170

По умолчанию

Nasredin:
Указание некоторых работников Севера, что «в каждой щепотке чая и табаку, которые употребляют жители Крайнего Севера, вложена доля собачьей силы», очень метко передает значение ездового собаководства для этих районов. Следует признать правильность вывода ряда исследователей хозяйства Севера (Сергеев, Терлецкий и др.), указывавших, что собачий транспорт, даже в его современном состоянии, совершенно незаменим, а при проведении ряда реконструктивных мероприятий будет вполне целесообразным и дешевым видом транспорта и в будущем.
Развитие и улучшение ездового собаководства — одно из важных условий развития хозяйства этих районов.
Опыт Аляски и ряда районов Канады показывает, что развитие водного транспорта, авиасвязи, грунтовых дорог и даже наличие железной дороги не вытесняет из хозяйства этих районов собачьего транспорта, дополняющего эти со-временные технические средства передвижения.
Еще в большей степени все сказанное о значении ездового собаководства относится к экспедиционно-исследовательской работе в Арктике и работе полярных станций, опоясывающих все наше полярное побережье.
Изучая историю и технику исследовательских экспедиций в Арктику и Антарктику за последние два века, легко убедиться, что успех очень многих экспедиций быт результатом широкого и умелого применения ездовых собак как главного средства передвижения на суше и по льду. И наоборот, неудача и даже гибель ряда экспедиций была следствием пренебрежения этим испытанным полярным транспортом.
Работы Великой северной экспедиции в начале XVIII столетия, этой величайшей из географических экспедиций в мире, в значительной степени опирались на собачий транспорт. Стерлегов, Челюскин, Прончищев, братья Лаптевы, Овцын и другие деятели этой экспедиции, впервые положившие на карту северные берега нашего материка, широко использовали ездовых собак как для вспомогательных работ, так и для выполнения основной задачи — описи берегов. Многие сотни километров, в том числе и самая северная оконечность Евразии — мыс Челюскина, были описаны во время санных экспедиций на собаках. И последующие экспедиции Геденштрома, Анжу, Врангеля и др. опирались в своих работах на собачий транспорт. Экспедиция Врангеля, пытавшаяся достигнуть по льду острова, получившего впоследствии его имя, опиралась на транспорт в несколько сот голов ездовых собак.
Нансен, подготовляя свою знаменитую экспедицию на «Фраме», учел богатейший успешный опыт русских полярных экспедиций, а также печальный конец экспедиций Франклина, Де-Лонга и др. и обеспечил себя высококачественными ездовыми собаками из низовьев Оби и Енисея. По его* просьбе, наш известный полярный исследователь Э. В. Толль закупил 35 голов на месте и заблаговременно доставил их на Югорский Шар, где они и поступили на борт «Фрама» в июле 1893 г. Общеизвестно, что тщательно продуманная и организованная техника применения ездовых собак обеспечила успех беспримерного похода Нансена с борта «Фрама» на Север по пловучим льдам и обратно. Нанесен впоследствии горячо благодарил Толля за этих собак.
Следует отметить, что и Толль, а потом и Амундсен всегда считали необходимым обеспечить свои экспедиции настоящими ездовыми собаками, не останавливаясь перед заготовкой их в далеких районах ездового собаководства и доставкой кружным путем на запад в порты отправления. Так, Э. В. Толль доставил для своей экспедиции на «Заре» в 1900 г. в Александровск на Мурмане из. Якутии 60 ездовых собак. Эти факты должны быть поучительны для некоторых работников, снаряжающих современные экспедиции и заготовляющих собак во избежание хлопот в окрестностях Ленинграда и Архангельска. Да и в наше время опытные полярники обеспечивали себя настоящими ездовыми собаками. Большие исследовательские экспедиции во время пер-вой зимовки на Северной Земле в 1931 г., осуществленные Ушаковым и Урванцевым, были возможны только благодаря наличию ездовых собак, завезенных с Дальнего Востока.
Вопрос обеспечения собак концентрированным кормом также не был упущен Толлем. На борту «Зари» было около 3 000 килограммов сушеной рыбы для собак.
В 1886 г. начал свои полярные экспедиции, стремясь достигнуть Северного полюса, Пири. За время своей двадцатилетней работы в Арктике, окончившейся достижением б апреля 1909 г. Северного полюса, Пири всю свою работу строил на использовании ездовых собак, усовершенствовав технику их применения на полярных льдах.
NataliSha вне форума   Ответить с цитированием
Старый 08.02.2011, 13:40 Автор темы   Прямая ссылка на это сообщение #10
Аватар для NataliSha
NataliSha
Местный
 
Регистрация: 20.07.2010
Адрес: РФ, Москва, Ясенево
Сообщений: 176
Спасибо: 170

NataliSha NataliSha вне форума
Местный
 
Адрес: РФ, Москва, Ясенево
Регистрация: 20.07.2010
Сообщений: 176
Спасибо: 170

По умолчанию

Из многочисленных полярных экспедиций конца прошлого и начала нынешнего столетия, использовавших ездовых собак как основное средство передвижения, можно указать итальянскую экспедицию на «Stella Polar» (1889—1890 гг.) к Северному полюсу, имевшую более 100 ездовых собак, закупленных в Западной Сибири. Пользуясь собаками, один из участников этой экспедиции, лейтенант Каньи, достиг по льду рекордной тогда широты — 86°31' N. . Американская экспедиция Болдуина (1901—1902 гг.), организованная также с целью достигнуть Северного полюса с Земли Франца-Иосифа, имела в своем распоряжении более 400 ездовых собак.
Особо следует остановиться на осуществленном на собаках походе Амундсена к Южному полюсу в 1911 г., из Китовой бухты на Ледяном барьере. Этот поход, вообще представляющий образец организации и проведения стремительного полярного марша в исключительно тяжелых условиях горной области Антарктики, покрытой вековым снегом и льдами, был весь с начала до конца рассчитан на применение ездовых собак. Все было основано на преимуществе в умелых, опытных руках этого исконного полярного транспорта перед всеми другими видами транспорта, как гужевого, так и моторного. Расчет Амундсена оправдался и привел его к блестящему успеху.
Всего в распоряжении Амундсена было более 100 хорошо подобранных ездовых собак. Из них непосредственно в походе на полюс участвовало 52 собаки, из которых вернулись. обратно в бухту Китовую только 11. Остальные были забиты в пути на корм собакам и для питания людей.
Этот прием, введенный Нансеном во время его похода. к Северному полюсу и применявшийся затем рядом других исследователей, был рассчитан и осуществлен Амундсеном с предельной точностью. Постепенный забой на мясо худших собак по мере продвижения вперед к цели и назад к исходной базе дает возможность намного повысить полезную грузоподъемность нарт при выходе, сохранить пищу для людей и корм для собак на последний, решающий этап. Использование свежего мяса также было важным элементом успеха этих полярных походов.
Характерной особенностью этого похода, интересующей нас с точки зрения организации работы собачьего транспорта в экспедициях, была заблаговременная подготовка на первоначальном этапе пути ряда складов с запасом продовольствия и корма для собак. Такие же склады организовывались и на дальнейшем пути уже во время движения к самому полюсу для облегчения пути вперед и обеспечения движения назад. Применение хороших тренированных ездовых собак позволило передвигаться с большой скоростью; На ровном льду Ледяного барьера люди ехали на лыжах, прицепившись к нартам, что сохраняло силы и людей и собак. Весь путь туда и обратно составил около 3 000 километров; с остановками и пребыванием на полюсе он занял. 99 суток. Дневные переходы колебались от 25 до 40 километров в день. Хотя путь шел по суше, но дорога, кроме участка на Ледяном барьере, была тяжелой. Рассчитывать на пополнение продовольственных запасов в пути охотой было нельзя, так как животная жизнь на Антарктическом материке отсутствует.
Одновременно с Амундсеном, с другой стороны, к Южному полюсу шла английская экспедиция Скотта, погибшая на обратном пути. Основная причина гибели Скотта и успеха Амундсена, бесспорно, лежала, как правильно указал сам Амундсен, в выборе средств передвижения, в отказе Скотта от использования ездовых собак. Скотт в свой поход взял как вспомогательные средства 2 моторных саней, 10 пони й 2 собачьи упряжки, хотя их было у него больше. Моторные сани, несовершенной конструкции того времени, оказались совсем непригодными, пони также не оправдали себя. А собак, хотя они и работали очень хорошо, Скотт с пол дороги отослал обратно, и на дальнейшем пути сани с грузом люди тащили на себе. Трагическая судьба Скотта и его спутников общеизвестна.
Небезынтересно отметить, что когда Амундсен, по возвращении с Южного полюса, в своей речи на одном банкете в Лондоне указал на эти причины своего успеха и неудачи Скотта, лорд Керзон, получивший впоследствии известность своими выступлениями против Советского Союза, отражая шовинистические настроения английского общества, задетого успехом норвежской экспедиции и неудачей Скотта, в ответной речи пытался оскорбить Амундсена, предложив тост в честь собак Амундсена.
Мы уже указывали, что ездовые собаки играли важную роль во всех работах Толля и экспедициях по его розыску.
NataliSha вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Метки
ездовой спорт, лайка, упряжка, якутия, якутская лайка


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Кинологические курсы. Открыт набор - НИЗ

 


Текущее время: 04:42. Часовой пояс GMT +3.


Powered by vBulletin® Version 3.8.9
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot

Яндекс.Метрика